РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
Проблема мошенничества не новая, но, к сожалению, количество преступлений, совершённых мошенниками, не снижается — меняются формы. Если недавно наиболее популярными были мошеннические схемы с телефонными звонками, сейчас наряду со звонками растёт число преступлений, связанных с онлайн - платежами, использованием сайтов- двойников и использованием личных данных граждан. Также наблюдается и «омоложение» целевой аудитории мошенников, если раньше среди обманутых граждан большая часть была представлена людьми пожилого возраста, то сейчас представлены практически все возрастные категории.
Почему люди верят мошенникам? Какие технологии они используют? Какие технологии необходимо использовать для повышения эффективности профилактической работы?
Большинство людей неплохо осведомлены о схемах обмана и в теории легко распознают мошенника. Однако в критической ситуации психологическое воздействие аферистов берёт верх и человек начинает совершать необдуманные поступки: сообщать конфиденциальные данные, брать кредиты, переводить деньги и пр. Поэтому сегодня помимо знаний о действиях мошенников, важно знать о психологических методах защиты
Преступники стараются играть на страхах людей. Чаще на уловки мошенников попадаются, психологически слабые люди.
Телефонное мошенничество - сегодня один из самых распространённых видов преступлений. Жертвами мошенников становятся не только пенсионеры, но и финансово грамотные люди.
Выделяют следующие признаки, по которым можно вычислить мошенников:
- мошенники всегда первыми вступают в контакт. Они инициируют звонок или пишут посредством социальных сетей и предлагают заманчивые предложения, или играя на вашей доверчивости и страхе выманивают денежные средства;
разговор с мошенниками всегда крутится вокруг финансов. Злоумышленники представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов, других госучреждений или крупных магазинов, но всегда их разговор с вами касается денег. Конечно, нельзя на 100% точно определить,
мошенник ли вам позвонил, но будьте бдительны и не верьте на слово незнакомцам, когда дело касается денег;
- мошенники всегда просят сообщить конфиденциальную информацию. Ни один сотрудник банка или представитель правоохранительных органов не будет требовать от вас реквизиты платежных карт, пароли и CVV-код. Это строго запрещено их служебной этикой. Поэтому ни в коем случае не делитесь личной информацией с посторонними, как бы они вас ни запугивали;
- злоумышленники выводят на разные эмоции, А самая эффективная эмоция для манипуляций — страх. Запуганный человек теряет способность мыслить адекватно. Поэтому так популярны звонки «со счёта прямо сейчас снимаются деньги», «ваша дочь умирает» (некоторые признаются, что сначала пугаются, а лишь потом вспоминают, что у них сын). Спешка никогда не способствует объективности и не даёт прислушаться к собственным эмоциям.
- вас торопят с принятием решения. Мошенники специально ставят своих жертв в ситуацию, когда у нее нет времени на раздумья. Сделайте сейчас, либо пожалеете - таков посыл аферистов, потому что они знают, что в состоянии шока человек теряется. Если вас торопят и к чему-то принуждают незнакомцы, лучше поставьте разговор на паузу и обдумайте ситуацию. Вы всегда можете перезвонить в случае необходимости.
ЗАЩИТА ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ
1. Не забывайте о важности критического мышления - разговаривая с незнакомыми людьми, не позволяйте им давить на эмоции, анализируйте их слова и поступки. Помните, что вы ничего им не должны, и имеете право не отвечать или уйти.
2. Не полагайтесь на свою уверенность - есть исследования, которые говорят, что излишняя уверенность только повышает риск стать жертвой мошенников. Вы не можете знать все схемы аферистов и их приемы, поэтому будьте осторожны и бдительны.
3. Никогда не отвечайте сразу, берите время подумать - вас могут уверять, что предложение сгорит через пару минут, но это не так. Если вам предлагают действительно что-то стоящее, то оно точно не будет действовать такой короткий промежуток времени.
4. Всегда советуйтесь с близкими, которым доверяете - со стороны ситуация может выглядеть не такой пугающей или однозначной. И вы можете получить ценный совет, который сбережет вам деньги и нервы. Кроме того, человеку вне вашей ситуации проще анализировать, и он быстрее заметит опасность.
5. Не разговаривайте с людьми, которые настойчиво вам что-то предлагают - лучше вежливо им откажите. Если вам сложно это сделать, то есть психологический прием со стоп-фразами - придумайте такую и используйте ее в разговоре. Например, "мне нужно обсудить это с сестрой" - так вы и не отказали напрямую, но и разговор закончили.
6. Не позволяйте на вас эмоционально давить - помните, что квалифицированные работники и должностные лица никогда не позволят себе играть на ваших чувствах. Они действуют по устойчивому алгоритму, и отступление от него может дорого им обойтись. А когда якобы сотрудник банка угрожает вам или выводит на эмоции - это знак, что разговор нужно прерывать и перед вами, скорее всего, мошенник.
7. Задайте конкретные вопросы и предупреждайте, что записываете - не бойтесь узнать данные того, кто звонит, адрес его работы, должность, а также детали ситуации, по которой вам позвонили. К тому же запись ответов не только испугает мошенников, но и поможет вам активировать свои аналитические навыки, которые отступили перед эмоциями.
8. Имейте в виду, что злоумышленники активно используют специальную технику для подмены номеров. В результате, при входящем звонке отображается телефон банка. В разговоре вы должны насторожиться, если вас просят назвать полностью номер карты, код CVV (три цифры на обороте вашей карты), код для подтверждения покупок из SMS, логин и пароль для доступа в онлайн-банк - эти данные нельзя сообщать даже сотруднику банка (в том числе чат-ботам и автоматическим системам при разговоре или переписке). В этом случае, ничего не говоря, не предупреждая мошенника, отключитесь и перезвоните по телефону, указанному на банковской карте, - то есть в контактный центр банка, в котором обслуживаетесь.
9. Если злоумышленнику удалось втянуть вас в разговор, в первую очередь постарайтесь успокоиться. Самый простой способ взять себя в руки - дыхательная гимнастика: сделайте короткий глубокий вдох и длинный выдох, повторите упражнение несколько раз. Отвлекитесь на несколько секунд от разговора и выполните простое упражнение «Пять, четыре, три, два, один». Сосредоточьтесь на месте, где вы сейчас находитесь, перечислите пять предметов, которые вы видите, четыре цвета, три мысли, пришедшие в голову, два звука и один запах. С помощью этих простых психологических приёмов вам удастся взять себя в руки и выиграть время. Уровень тревожности снизится, вы сможете рассуждать логически и поймёте, что сделать в данной ситуации, чтобы не навредить себе и своим финансам. Кстати, описанные выше техники помогут не только в общении с мошенниками, но и в любой другой стрессовой ситуации.
10. В таких телефонных разговорах обязательно брать паузу, просить перезвонить, а затем рассказать кому-то о сложившейся ситуации. Если положить трубку страшно, можно задать собеседнику сбивающий с мысли вопрос. У любого мошенника есть определенная схема, которой вы должны соответствовать. Когда вы его вышибаете из шаблона, он не может понять, что с вами делать. Часто они сами сразу кладут трубку.
ЗАПОМНИТЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ:
• Прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону, возьмите паузу, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, позвоните близким людям и обсудите с ними сложившуюся ситуацию.
• Если вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги, свяжитесь с ним лично. Даже если он не подходит к телефону — это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых.
• Данные о ваших банковских счетах, номер карты, пин-код или CVV/CVC/CVP- код, код из СМС и любые другие сведения для совершения банковского перевода нельзя сообщать никому.
• Вы никогда не можете быть уверены в том, что позвонивший вам человек — именно тот, кем представляется. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.
• Ни банки, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать — знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.
Аутисты, «дети индиго», «дети дождя» - вот лишь небольшой перечень названий – синонимов, которыми в современном обществе пытаются определить отклоняющихся в поведении и социальном взаимодействии детей. Сейчас общество уделяет таким необычным детям все больше и больше внимания. Чуть ли не ежедневно появляются новые изыскания по этой теме. Но в таком обилии поступающей информации очень трудно разобраться. Родители, врачи, учителя, а так же другие специалисты вынуждены порой самостоятельно проверять полученные сведения на достоверность и приемлемость в использовании. Цель данной публикации попытаться систематизировать и структурировать все наиболее часто встречающиеся на приеме у детского врача – психиатра вопросы родителей и предоставить современный практический взгляд специалиста по проблеме «аутизма».
Аутизм признан самостоятельной нозологической единицей совсем недавно: впервые американский психиатр Лео Каннер описал состояние аутизма у детей в 1943году – «врожденное нарушение аффективного контакта». Тем самым отметил наличие у некоторых маленьких детей особенности в виде отсутствия привычного для этого возраста интереса к другим людям и активное «сопротивление переменам». Практически параллельно Каннеру, в Вене, Ганс Аспергер описал нарушение социального взаимодействия на примере мальчиков – «маленьких профессоров» с необычными интересами и трудностями взаимоотношения с социумом. Многие отечественные и зарубежные психиатры внесли свой вклад в дело изучения аутичных детей. В результате тщательных исследований ученые пришли к выводу, что отличительной особенностью детей с аутичными чертами является неспособность вступать в полноценный социальный контакт с окружающими. С 1978 года появился научный термин «расстройство аутистического спектра», а в 1995 году была сформулирована знаменитая «триада нарушений социального взаимодействия» как основной диагностический критерий аутистических расстройств.
Расстройства аутистического спектра (РАС)- широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих стереотипов. Проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах.
На сегодняшний день имеют место различные гипотезы этиологии РАС, как социальные, психологические, так и биологические и даже экологические. Следует особо подчеркнуть, что существующие гипотезы не исключают, а взаимодополняют влияние различных этиологических факторов на формирование РАС. Из анализа имеющихся данных можно предполагать, что в научном мире доминируют генетические гипотезы возникновения аутистических расстройств. При этом доказанным является факт, что риск повторения РАС у сибсов (близнецов) в 20 раз выше, чем в общей популяции и, следовательно, можно рассматривать РАС как результат структурных изменений генома на различных уровнях. Неоспоримым является и то, что аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 3:1).
Согласно другим теориям (дизнейроонтогенетическим) аутистические расстройства рассматривают как заболевание, обусловленное дефектами развития мозга на ранних этапах его формирования. Современные методы исследования (компьютерно-томографические, магнитно- резонансные, нейрохимические исследования) выявили более часто встречающиеся аномалии головного мозга у больных РАС, однако, связи с каким – либо определенным участком или отделом мозга не было до сих пор получено.
Одними из возможных механизмов возникновения РАС являются изменения во врожденном и приобретенном иммунитетах (как подтверждение этого утверждения является наличие высокого уровня аутоантител к нейроантигенам), что в определенные критические периоды развития ребенка представляет существенную опасность для развития нервной системы и возникновению симптомов РАС. К возможным причинам пытаются отнести и различные внешние факторы - травмы, инфекции или первичное нарушение обмена веществ, (в т.ч. употребление некоторых продуктов питания, вызывающих нарушения проницаемости кишечного барьера), вакцинации, прием некоторых лекарственных средств, промышленные токсины и др. Точных доказательств или опровержений влияния различных повреждающих факторов до сих пор не получено. Статистические различия встречаемости аутистических расстройств в различных странах не дают убедительной картины достоверности связывания РАС с действием каких – либо внешних факторов.
Расстройство аутистического спектра - это медицинский диагноз, устанавливается врачом-психиатром в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016).
Заподозрить у ребенка аутистическое расстройство необходимо как можно раньше. Основные проблемы в социальном функционировании появляются в раннем возрасте, а именно до 3 лет. Большинство психиатров рекомендуют выявление первых симптомов аутистических расстройств в возрасте до 2 лет. Однако, несмотря на проводимую разъяснительную работу, средний возраст установления диагноза « аутизм», например, в Великобритании составляет 5-6 лет. Хочется надеяться, что благодаря настойчивости врачей – психиатров, непосредственно сталкивающихся с трудностями диагностики и верификации данного состояния, диагностика РАС будет более своевременной и полной. Разъяснительная работа, проводимая психиатрами, должна разрушать поставленные барьеры «недоверия» и обеспечить как можно более своевременную диагностику проблем психического развития ребенка.
Однозначно можно утверждать, что все специалисты в области детской психиатрии призывают родителей обратить внимание и пройти диагностику на предмет выявления РАС, если до 12 месяцев ребенок не гулит и не лепечет, у него отсутствует указательный жест; если до 16 месяцев он не начал произносить отдельные слова, если в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз, или если он теряет ранее приобретенные речевые и социальные навыки, стереотипные повторяющиеся действия с предметами, ( в т.ч. размахивает ими перед глазами), раскачивается, затыкает ушки, , проявляет необъяснимый интерес к отдельным предметам/ объектам.
Аутисты - гении?
Многие родители и специалисты обращают внимание на то, что у детей с РАС часто бывает хорошая зрительная память, они обращают внимание на мелкие детали, которые для их обычно развивающихся сверстников являются незначительными. Но, так же, у многих детей с РАС есть трудности с обработкой слуховой информации, сочетающейся с особой непереносимостью большинства аудиальных раздражителей. Порой кажется, что они вообще не уделяют внимания звукам и, прежде всего, обращенной к ним речи. Сочетание великолепной зрительной и избирательной слуховой памяти в большинстве случаев создает эффект «гения», который подкрепляется избирательностью в пользовании имеющейся информацией.
Нашумевшее понятие «гиперлексия» (суперспособность к чтению) так же сбивает с толку своей необычностью и необъяснимостью. Это совершенно удивительный феномен, когда человек овладевает письменной речью при отсутствии вербальной коммуникации. Дети начинают декодировать текст. Это нельзя назвать чтением. У обычных детей, когда они формируют навык чтения, присоединяется и навык понимания. А при «гиперлексии» дети декодируют, чтоб декодировать. Они только озвучивают, причем озвучивают правильно. Это удивляет и поражает неспециалистов, заставляя думать об «исключительной» одаренности. Анализ наблюдений за «выросшими» гениями свидетельствует трудностях практического применения обилия теоретической информации, необходимости в жестко структурированном, порой искусственно созданном, пространстве для сколько – нибудь продуктивного функционирования и целенаправленного использования ее в реальной жизни.
На сегодняшний день специфической терапии аутистических расстройств не существует. Основная цель лечения этих больных - воздействие на основные симптомы и связанные с ними нарушения поведения, а также стимуляция развития когнитивных функций, речи, моторики, необходимых навыков или поддержание их сохранности, создание предпосылок к возможности обучения. В первую очередь усилия специалистов должны быть направлены на формирование эмоционального и социального взаимодействия с ребенком. Врачи – психиатры в этих целях часто используют фармакотерапию (психо- и соматотропными средствами, в сочетании с ноотропными средствами, обладающими нейропротективным, нейротрофическим действием). Комплексный подход обязательно включает специфическую сенсорную стимуляцию анализаторов зрения, слуха, двигательной системы путем использования аппаратных воздействий ( ТКМП, БАК и т.п..) и методов психологической, педагогической, логопедической коррекции (работу логопеда, дефектолога, психолога).
Школьное обучение – одна из важнейших составляющих жизни любого ребенка. Для ребенка с РАС успешность прохождения этого пути определяется целым комплексом не только материально – технически особенных условий получения образования (доступность, комфортность и т.п.), но и использование специальных образовательных программ и методов обучения. Рекомендации психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК) помогут организовать необходимые условия получения образования для каждого ребенка.
При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз отличается, но в целом, своевременно установленный клинический диагноз, введение психофармакотерапии, проведение реабилитации являются эффективными и приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутическими проявлениями.
«Перерасти» аутизм невозможно. Но помочь ребенку быть понятым, принятым, равноправным и включенным в общество вполне реальная и достижимая цель.
Первичная консультативная помощь детскими врачами – психиатрами осуществляется в ОБУЗ «ККПБ» диспансерное отделение: г. Курск, ул. Димитрова 61, тел.: (4712) 78 -79 -21.
Проконсультироваться по проблемам комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в том числе вопросам воспитания, обучения детей с РАС можно в ОКУ « Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», по адресу: г. Курск ул. Кирова 7 тел.:(4712) 51-14-75, а так же в отделении развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы»: г. Курск, пр. Дружбы, д. 5 ,тел.: (4712) 57-20-85, (4712) 57-20-86.
Региональная стажировочная площадка по комплексному сопровождению детей с РАС на базе ОКОУ «Курская школа «Ступени»: г. Курск, ул. Семеновская 78А . тел.: (4712 )70‑59-89, (4712 )70‑59-84
Подготовила информацию врач – психиатр детский, заведующий психиатрическим дневным стационаром , главный внештатный детский специалист психиатр Министерства здравоохранения Курской области Прокопова Елена Юрьевна
1-7 апреля – Неделя продвижения здорового образа жизни.
ВОЗ констатирует, что неинфекционные заболевания в 70% случаев являются причиной преждевременной смерти, поэтому укрепление здоровья населения одна из актуальных задач здравоохранения, важным аспектом которой является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ, по определению ВОЗ — оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.
Как показано в многочисленных исследованиях, следование основам ЗОЖ (регулярные физические нагрузки, отказ от вредных привычек, качественное сбалансированное питание, управление стрессом) приводит к оздоровлению организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности.
Снижается риск многих проблем, связанных со здоровьем, во всех возрастных группах: смертность от всех причин и сердечно-сосудистая смертность у здоровых лиц и страдающих данными заболеваниями.